Наши новости
Все новости
14 мартa 2021

Дети и гаджеты: советы педиатра и психотерапевта

Дети и гаджеты
Телефон — маме, ноутбук — папе, планшет — ребенку. Знакомая картина?
Представить жизнь без цифровых устройств становится с каждым днем все сложнее. Для современных детей они являются неотъемлемой частью действительности, в которой они живут. В каком возрасте можно давать детям гаджеты? Надо ли учить детей пользоваться ими?

Мы спросили педиатра Анну Игнаткевич и психотерапевта Евгения Ильченко дать свой комментарий на эту тему. Спойлер: демонизировать гаджеты не стоит. А вот как правильно ими пользоваться — читайте дальше.

Анна Игоревна Игнаткевич, педиатр, неонатолог

Многочисленные исследования выявили негативные эффекты раннего приобщения детей к цифровым устройствам: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой.

Детей по разным рекомендациям следует ограждать от гаджетов до 1,5-2 лет. Это касается всех экранов.

Я же всегда говорю родителям своих пациентов про возраст 3 года. Это именно то критичное время, когда ребёнок должен развиваться в общении с родителями и в ролевой игре, а не перед экраном смартфона.

Дети копируют наше поведение. Если вы не выпускаете гаджет из рук, но при этом не разрешаете смотреть в экран ребёнку, он вас просто не поймёт. Поэтому прежде всего сократите свое время с телефоном.

Малыш, не знающий, чем себя развлечь, кроме как игрой на планшете — очень грустное последствие раннего знакомства с гаджетами

Каждый раз, пребывая в борьбе с соблазном «ликвидировать» чадо на час перед мультиком или «развивающим» видео на английском — вспоминайте, что вы ограничиваете его правильное формирование мозга, развития речи и фантазии.


Евгений Геннадиевич Ильченко, психотерапевт, психиатр

Раньше мама одной рукой готовила суп, на другой держала ребенка и читала ему книжку. Так сохранялся и развивался первичный кинестетический (тактильный) контакт.

Сейчас, зачастую, гаджеты служат неким абстрагирование взрослых от детей: «на тебе мультики на планшете, а мне не мешай». Так может нарастать эмоциональная холодность, отрешенность и отстранённость между близкими людьми.

Если мама и папа смотрят вместе с ребёнком то, что его увлекает, обсуждают просмотренное или вместе смеются над этим, то мы, врачи-психотерапевты, спокойны!

Иногда родители прикрывают свою тревожность и беспокойство о гуляющем на улице дитя тем, что проще дать телефон. Так ребенок сидит дома, «не в плохой компании, а под присмотром», но просторы интернета тоже таят в себе много негативного и опасного контента.

Поэтому важна участливость взрослых, их задача научить фильтровать «полезное и не очень», сформировать доверительные отношения: «мне можно доверять, я поддержу и расскажу, а, может, исследую вместе с тобой и поучусь новому».

Ещё раз подчеркну возможную проблему: родители могут перестать быть «экспертами» в социализации и воспитании своих детей. Такое самоустранение от процесса социализации родители объясняют по-разному, часто ссылаются на уникальную «digital-природу» нового поколения, которому абсолютно необходима цифровая среда. В результате утрачивается культура родительства, связь поколений через передачу опыта.

Задача родителей тоже научиться отложить смартфон и ПК и показать то, что настоящий мир куда шире набора «эмодзи».

Резюмирую, как и лекарство от яда отличается концентрацией, так и дозированное и рациональное использование гаджетов детьми (и их родителями) — залог гармоничного и целостного развития детей и подростков.

Аккуратно-бережное отношение к психике ребенка, понимание того, что любой гаджет приносит как пользу, так и вред — это ответственность родителей.

Учитесь рефлексировать вместе с ребенком, так его социальный и эмоциональный интеллект будет развиваться, ребенок получит обратную связь от значимого взрослого.

«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на вас»