Дети и гаджеты: советы педиатра и психотерапевта
Мы спросили педиатра Анну Игнаткевич и психотерапевта Евгения Ильченко дать свой комментарий на эту тему. Спойлер: демонизировать гаджеты не стоит. А вот как правильно ими пользоваться — читайте дальше.
Анна Игоревна Игнаткевич, педиатр, неонатолог
Многочисленные исследования выявили негативные эффекты раннего приобщения детей к цифровым устройствам: недоразвитие речи и социальных навыков, проблемы с вниманием, памятью, эмоциональной сферой.
Детей по разным рекомендациям следует ограждать от гаджетов до 1,5-2 лет. Это касается всех экранов.
Я же всегда говорю родителям своих пациентов про возраст 3 года. Это именно то критичное время, когда ребёнок должен развиваться в общении с родителями и в ролевой игре, а не перед экраном смартфона.
Дети копируют наше поведение. Если вы не выпускаете гаджет из рук, но при этом не разрешаете смотреть в экран ребёнку, он вас просто не поймёт. Поэтому прежде всего сократите свое время с телефоном.
Малыш, не знающий, чем себя развлечь, кроме как игрой на планшете — очень грустное последствие раннего знакомства с гаджетами
Каждый раз, пребывая в борьбе с соблазном «ликвидировать» чадо на час перед мультиком или «развивающим» видео на английском — вспоминайте, что вы ограничиваете его правильное формирование мозга, развития речи и фантазии.
Евгений Геннадиевич Ильченко, психотерапевт, психиатр
Раньше мама одной рукой готовила суп, на другой держала ребенка и читала ему книжку. Так сохранялся и развивался первичный кинестетический (тактильный) контакт.
Сейчас, зачастую, гаджеты служат неким абстрагирование взрослых от детей: «на тебе мультики на планшете, а мне не мешай». Так может нарастать эмоциональная холодность, отрешенность и отстранённость между близкими людьми.
Если мама и папа смотрят вместе с ребёнком то, что его увлекает, обсуждают просмотренное или вместе смеются над этим, то мы, врачи-психотерапевты, спокойны!
Иногда родители прикрывают свою тревожность и беспокойство о гуляющем на улице дитя тем, что проще дать телефон. Так ребенок сидит дома, «не в плохой компании, а под присмотром», но просторы интернета тоже таят в себе много негативного и опасного контента.
Поэтому важна участливость взрослых, их задача научить фильтровать «полезное и не очень», сформировать доверительные отношения: «мне можно доверять, я поддержу и расскажу, а, может, исследую вместе с тобой и поучусь новому».
Ещё раз подчеркну возможную проблему: родители могут перестать быть «экспертами» в социализации и воспитании своих детей. Такое самоустранение от процесса социализации родители объясняют по-разному, часто ссылаются на уникальную «digital-природу» нового поколения, которому абсолютно необходима цифровая среда. В результате утрачивается культура родительства, связь поколений через передачу опыта.
Задача родителей тоже научиться отложить смартфон и ПК и показать то, что настоящий мир куда шире набора «эмодзи».
Резюмирую, как и лекарство от яда отличается концентрацией, так и дозированное и рациональное использование гаджетов детьми (и их родителями) — залог гармоничного и целостного развития детей и подростков.
Аккуратно-бережное отношение к психике ребенка, понимание того, что любой гаджет приносит как пользу, так и вред — это ответственность родителей.
Учитесь рефлексировать вместе с ребенком, так его социальный и эмоциональный интеллект будет развиваться, ребенок получит обратную связь от значимого взрослого.
«Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, они все равно будут похожими на вас»