24.11.2024
Симптомы неблагополучия в детской неврологии
Детская неврология – это наука, изучающая закономерности развития, методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний центральной и периферической нервной системы у детей от 0 до 18 лет. Это достаточно «молодая» специальность, зародившаяся на стыке нескольких наук — неврологии, педиатрии, неонатологии, генетики, психологии и нейрохирургии.
Поражение нервной системы может возникнуть на различных этапах развития ребенка, начиная с внутриутробного периода, когда идет закладка и формирование головного и спинного мозга. Повреждающим фактором может быть патологическое течение беременности: токсикозы, угроза прерывания, стрессы, инфекционные заболевания матери, патология плаценты и др. Нарушения у ребенка могут возникнуть во время родового акта (гипоксия плода, родовые травмы). После рождения причинами неврологических заболеваний у детей являются острый или хронический стресс, переутомление, инфекции, травмы, опухоли.
От своевременности выявления и лечения неврологических заболеваний в значительной степени зависит судьба ребенка: его социальная адаптация, обучение в школе.
Однако, необходимо помнить о недопустимости как запоздалой диагностики заболеваний нервной системы, так и гипердиагностики (выявление несуществующих болезней) с назначением ненужных лекарств!
Головной мозг ребенка после рождения продолжает активно развиваться. В течение первых трех лет жизни ребенок приобретает 50% знаний, умений и навыков, которые являются базой для последующего обучения. А первый год жизни неврологи называют «золотым годом», так как он является самым важным для малыша.
Вот почему в раннем возрасте необходимы регулярные профилактические смотры детского невролога. Рекомендуется осматривать малышей в 1, 3, 6, 9 и в 12 месяцев на первом году жизни (если нет необходимости посещать специалиста чаще), 1 раз в 6 месяцев на втором году и 1 раз на третьем году жизни, когда активно формируются речь, память, мышление, дети учатся взаимодействию друг с другом и со взрослыми людьми.
От своевременности выявления и лечения неврологических заболеваний в значительной степени зависит судьба ребенка: его социальная адаптация, обучение в школе.
Однако, необходимо помнить о недопустимости как запоздалой диагностики заболеваний нервной системы, так и гипердиагностики (выявление несуществующих болезней) с назначением ненужных лекарств!
Головной мозг ребенка после рождения продолжает активно развиваться. В течение первых трех лет жизни ребенок приобретает 50% знаний, умений и навыков, которые являются базой для последующего обучения. А первый год жизни неврологи называют «золотым годом», так как он является самым важным для малыша.
Вот почему в раннем возрасте необходимы регулярные профилактические смотры детского невролога. Рекомендуется осматривать малышей в 1, 3, 6, 9 и в 12 месяцев на первом году жизни (если нет необходимости посещать специалиста чаще), 1 раз в 6 месяцев на втором году и 1 раз на третьем году жизни, когда активно формируются речь, память, мышление, дети учатся взаимодействию друг с другом и со взрослыми людьми.
Симптомы неблагополучия, на которые родителям следует обратить внимание:
- В грудном возрасте — нарушения сна, частые обильные срыгивания, «беспричинный» плач, повышенная возбудимость, вздрагивания, чрезмерный прирост окружности головы.
- У детей раннего возраста (до 3 лет) — отставание в речевом и психоречевом развитии, двигательные нарушения, нарушения координации, гипервозбудимость, гиперактивность, повышенная отвлекаемость, навязчивые страхи, тики, запинки в речи, судорожные приступы (например, при повышении температуры тела, на фоне инфекционных заболеваний).
- В школьном возрасте — неврозы (тики, заикание, энурез), эмоциональная неустойчивость, вызывающая дезадаптацию в коллективе, повышенная утомляемость, затруднения в обучении (снижение памяти, плохой почерк, частые аграмматизмы, медленный темп чтения), головные боли, головокружения, обмороки.
Алгоритм взаимодействия с врачом выглядит следующим образом: беседа, в ходе которой уточняются жалобы, анамнез, особенности течения беременности и родов, особенности развития ребенка, последовательность возникновения симптомов неблагополучия, осмотр (в игровой форме с малышами), установление диагноза, рекомендации по режиму дня, лечению. При необходимости назначаются инструментальные исследования: УЗИ головного мозга, МРТ, КТ, ЭЭГ, ЭНМГ.
Большинство заболеваний нервной системы у детей можно вылечить!
Даже в случае некурабельных заболеваний, например, таких как ДЦП, раннее назначение восстановительного лечения позволяет значительно улучшить качество жизни маленьких пациентов и их дальнейшую социализацию.
Лечение назначается в соответствии со стандартами медицинской помощи и клиническими рекомендациями МЗ РФ с обязательным соблюдением индивидуального подхода. Лекарственные препараты, используемые в нейропедиатрии, безопасны и направлены на восстановление метаболизма и функции нейронов в поврежденных зонах головного мозга. Включение в программу реабилитации немедикаментозных воздействий, таких как массаж, лечебная гимнастика с использованием специальных адаптированных методик, ФТЛ, плавание, позволяет минимизировать лекарственную терапию, поэтому эти методы являются приоритетными.
Практический опыт показывает, что раннее выявление даже незначительных, на первый взгляд, отклонений в нормальном развитии малыша и своевременная их коррекция — залог успешного развития и счастливой судьбы, больших и малых побед, залог достойной и благополучной жизни в будущем.
Практический опыт показывает, что раннее выявление даже незначительных, на первый взгляд, отклонений в нормальном развитии малыша и своевременная их коррекция — залог успешного развития и счастливой судьбы, больших и малых побед, залог достойной и благополучной жизни в будущем.