{
Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР)

Вовремя выявить и начать лечение ЗРР помогут специалисты нашего психоневрологического отделения реабилитации
Если ребенок слишком тихий, немного лепечет, не имитирует (копирует) слова и использует преимущественно жесты для общения, то стоит пройти осмотр у врача-невролога
от 3 000 ₽

Задержка речевого развития – это более позднее (в сравнении с возрастной нормой) становление речи у детей.

По сути, это симптомокомплекс, встречающийся при различных заболеваниях ЦНС (перинатальные поражения головного мозга различного генеза, ВУИ, ГБН, нейроинфекции, последствия ЧМТ, РАС, различные генетические аномалии, некоторые формы эпилепсии и пр.), эндокринологических заболеваниях (гипотиреоз), при патологии слуха (в т.ч. вследствие токсического действия антибиотиков). Также возможно позднее формирование речи у ребенка в билингвальной (двуязычной) семье.

Значимую роль в развитии ЗРР играет слуховая недостаточность, имеющая место в период до 3-х лет жизни. Необходимо проводить проверку у детей с отягощенной наследственностью, патологией беременности и родов, переношенных и недоношенных детей.

В нашей клинике есть психоневрологическое отделение реабилитации детей с ЗРР, в котором работают: невролог, детский психиатр, нейроофтальмолог, нейропсихолог, логопед, сурдолог, специалисты по массажу.

При проблемах с речью отдельно выделяют:

  • ЗРР (ранний возраст, отставание в речевом развитии до 4 лет);
  • ОНР (общее недоразвитие речи). В логопедии понимается не просто как задержка в формировании речи, а как стойкое нарушение с «поражением» всех систем языка (нарушение произношения, бедный словарь, и главное - мощное отставание в формировании грамматической стороны языка);
  • Заикание;
  • Нарушения письменной речи (дисграфии и дислексии);
  • Речевые расстройства при УО, аутизме, ЗПР, эпилепсиях и т.д.

Работа коллектива (командный принцип) заключается в следующем:

  • Определение конкретного вида задержки развития (так называемая «темповая» ЗРР, задержка психоречевого развития, моторная, сенсорная и смешанные виды алалий, постковидные нарушения развития, расстройства обучения (дисграфия, дизорфография, дислексия, специфические расстройства;
  • Тщательное обследование, которое включает: сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания, неврологический осмотр с применением шкал и дидактических материалов, при необходимости проведение НСГ, УЗДГ, ЭЭГ, ВЭМ сна (дневной и ночной мониторинг);
  • Логопедическая диагностика (оценка функции артикуляторного аппарата, дыхания, звукопроизношения, сформированности грамматической и лексической систем, мелкой моторики, навыков чтения и письма и пр.);
  • Нейропсихологическое обследование (оценка уровня внимания, зависимости от внешних стимулов, коммуникативные навыки и т.д.);
  • Сурдодиагностика (включает оценку слуховых функций у детей с частыми заболеваниями ЛОР органов, реконвалесцентов нейроинфекций, ЧМТ, у недоношенных и детей с ЭНМТ при рождении, у пациентов после антибиотикотерапии) с использованием отоскопии, ОАЭ, КСВП и т.д.;
  • Комплексная реабилитация, включающая систематические занятия с логопедом, нейропсихологом, ФТЛ, медицинский массаж с акцентом на шейно-воротниковую зону с целью нормализации кровообращения и устранения проявлений синдрома мышечной дистонии, а также медикаментозное лечение, назначаемое индивидуально с учетом соматического статуса ребенка.

Очень важно проводить диагностику нарушений развития в «доречевом периоде», т.е. в возрасте до 1 года (такими признаками могут быть скудные голосовые реакции, позднее гудение, отсутствие лепета и др.), проводимая во время плановых осмотров невролога. С такими пациентами, а также с детьми, имеющими предсказуемый риск развития нарушений психоречевых функций (дети с ПП ЦНС, ВАИ, последствиями родовых травм, недоношенные дети и дети с ЭНМТ при рождении, хронические соматические заболевания тяжелой степени (заболевания ССС, печени, почек, ЖКТ, сопровождающиеся гипоксией мозга и т.д.), работа начинается еще в «доречевой» период с активным вовлечением в процесс родителей ребенка и использованием абилитационных программ.

Речь – это главный индикатор психомоторного развития ребенка, ОСНОВА его дальнейшего обучения и успешной жизни!
Врачи по специализации